Перипетии судьбы художника Николая Фешина – гения портретного жанра, которого спасла от смерти чудотворная икона

Автопортрет. / «Маленький ковбой». Автор: Николай Фешин

Автопортрет. / «Маленький ковбой». Автор: Николай Фешин

Русско-американский живописец, талантливейший ученик Ильи Репина — Николай Фешин (1881-1955) в России стоит в одном ряду с выдающимися мастерами Серебряного века. А в истории европейского и американского искусства художественное наследие уникального русского мастера входит в направление, которое представляли знаменитые импрессионисты Швеции, Голландии и США. Забытое имя гениального живописца снова зазвучало на весь мир после того, как в 2010 году его картина «Маленький ковбой» на аукционных торгах в Лондоне была продана более чем за 10 миллионов долларов — почти в десять раз выше заявленной стоимости.

 Николай Фешин.

Николай Фешин.

Его работы поражают оригинальностью, мастерством исполнения, живостью красок и удивительной энергетикой. Николай Фешин во многом парадоксален, но индивидуален и неповторим. Его живописный язык объединил в себе разнообразные стилевые направления. В его творениях можно увидеть и основы академизма, и традиции реализма передвижников, и импрессионизм, и экспрессионизм, трансформированные под впечатлением от натуры в целостную систему — стиль модернизма, являющийся переходным стилем переходного времени в искусстве живописи.

Автор: Николай Фешин.

Автор: Николай Фешин.

В 1881 году в семье резчика иконостасов Ивана Фешина был рожден будущий художник. Отец владел собственной мастерской, которая в те годы удостаивалась серебряных наград «за высокое качество работ и разнообразие рисунков».

В 4-х летнем возрасте на долю мальчика выпало первое испытание: он заболел менингитом, и болезнь готова была оборвать его жизнь. Две недели врачи боролись за жизнь малыша, но в конце отступились, а отчаявшиеся родители попросили из Благовещенского собора чудотворную Тихвинскую икону Богоматери. И как только святой образ коснулся ребенка, мальчик пошевелился и с этого момента началось выздоровление.

После болезни Коля стал замкнутым, его уже не интересовали игры со сверстниками. Теперь он больше стал с интересом наблюдать за тем, что происходит в мастерской отца. А позже и сам стал участвовать в росписи и резьбе иконостасов. Уже первые шаги в творчестве 6-летнего мальчика были замечены в его альбоме, где рисовал вычурные орнаменты. А в 9 лет Николай стал работать в мастерской отца, принимая участие в выполнении заказов.

Пейзаж. Автор: Николай Фешин.

Пейзаж. Автор: Николай Фешин.

Рисование стало для Коли страстью и смыслом жизни. Еще мальчишкой он бродил по окрестностям и любил зарисовывать понравившиеся пейзажи. А особенно ему нравились лошади.

Семья Фешиных.(Николай в верхнем ряду слева.

Семья Фешиных.(Николай в верхнем ряду слева.

Отец Николая, обладая большим талантом резчика, но не имея предприимчивости, быстро разорился. И за долги он вынужден был отдать всю свою собственность, в том числе и мастерскую. И ему пришлось ездить по деревням на заработки, а семья, оставаясь в городе, испытывала большую нужду. Мать, не выдержавшая тяжкой доли, оставляет мужа и сына, которого взяла на попечение родная тетка.

«Беспризорник» — ученическая работа Н. Фешина. 1890-е годы. Казань, Национальная художественная галерея «Хазинэ».

«Беспризорник» — ученическая работа Н. Фешина. 1890-е годы. Казань, Национальная художественная галерея «Хазинэ».

Но как бы там ни было Николай получил начальное образование в публичной школе. И в 13-летнем возрасте мальчик заработал первые десять рублей за чертеж иконостаса. На них то и был сшит его школьный костюм. В этот же год подросток по настоянию отца поступает в, только что открывшуюся в Казани, художественную школу.

В 14-летнем возрасте Николай Фешин остался без отца и, живя впроголодь и постоянно думая о хлебе насущном, он полностью посвящал себя живописи, которую часто отмечали похвалой преподаватели.Учебная работа «Беспризорник» практически полностью отразила его тогдашнюю жизнь.

Автопортрет.

Автопортрет.

Затем было Петербургское училище при Академии художеств, которое заложило фундамент под уникальное творчество молодого художника, потом и сама Академия, где был учеником Ильи Репина. А жизнь, как и прежде, постоянно заставляла думать о хлебе насущном, что сильно закалило характер художника.

Уже тогда, в Академии, у молодого художника зарождается фирменный почерк — стиль «non-finita», который путем постоянных экспериментов с грунтами и красками и с использованием мастихина наряду с кистями, привел к более фактурной и свободной манере письма.

«Дама в лиловом» (1908). Санкт-Петербург, Государственный Русский музей. Автор: Николай Фешин.

«Дама в лиловом» (1908). Санкт-Петербург, Государственный Русский музей. Автор: Николай Фешин.

«Фешинская» индивидуальность заключалась в его уникальной манере, где использовался усложненный необычной цветовой гаммой выполненный мастихином полуабстрактный фон и лица героев, прописанные с фотографической точностью.

За программное полотно «Дама в лиловом», написанное в «фешинской» манере живописец получил малую золотую медаль на международной выставке в Мюнхене. А Илья Репин называл его «наиболее талантливым в числе современных живописцев».

 Н.М. Сапожникова (в шали). 1908. Автор: Николай Фешин.

Н.М. Сапожникова (в шали). 1908. Автор: Николай Фешин.

Николай Фешин, окончив академию с отличием, получил возможность за казенный счет посетить в 1910 году множество городов Европы, являвшихся центрами искуства и культуры. А после чего вернулся в Казань и стал преподавателем той художественной школы, выходцем которой был тринадцать лет тому назад.

Николай Фешин в Казанской художественной школе .

Николай Фешин в Казанской художественной школе .

В основе преподавательской деятельности Николай Иванович использовал репинскую систему: «Фешин никогда не теоретизировал, объяснял всё очень кратко, а если ученик не понимал, то брал уголь, карандаш или кисть и сам всё показывал. Он никогда не правил студенческих работ, уважая всякую индивидуальность»,- из воспоминаний Г. А. Мелентьева.

Сам же, помимо преподавательской деятельности, Фешин плодотворно работал над многочисленными портретами, которые писал со знакомых, учащихся школы, а женившись из жены и дочери.

Семейный альбом в красках семьи Фешина

Портрет Александры (1927—1933). Жена художника. Автор: Николай Фешин.

Портрет Александры (1927—1933). Жена художника. Автор: Николай Фешин.

Женой Николая стала 21-летняя Александра Николаевна Белькович (1892—1983), его ученица и дочь первого директора художественной школы. Фешину было в то время 32 года. А через год, в 1914 у них родилась единственная дочь — Ия.

Портрет отца. (1918.)Автор: Николай Фешин.

Портрет отца. (1918.)Автор: Николай Фешин.

 Ия. Автор: Николай Фешин.

Ия. Автор: Николай Фешин.

Портрет Ии.. (1923). Автор: Николай Фешин.

Портрет Ии.. (1923). Автор: Николай Фешин.

Моя дочь Ия (Ия с дыней). (1923). Автор: Николай Фешин.

Моя дочь Ия (Ия с дыней). (1923). Автор: Николай Фешин.

Лето. (Портрет А.Н.Фешиной с дочерью Ией). (1924). Автор: Николай Фешин.

Лето. (Портрет А.Н.Фешиной с дочерью Ией). (1924). Автор: Николай Фешин.

Дама в черном (Портрет А.Н.Фешиной). (1924). Автор: Николай Фешин.

Дама в черном (Портрет А.Н.Фешиной). (1924). Автор: Николай Фешин.

Ия в кимоно (Конец 1930-х). Автор: Николай Фешин.

Ия в кимоно (Конец 1930-х). Автор: Николай Фешин.

Ия. Автор: Николай Фешин.

Ия. Автор: Николай Фешин.

 Александра. (1927—1933). Автор: Николай Фешин.

Александра. (1927—1933). Автор: Николай Фешин.

Ия в крестьянской рубахе. (1933). Автор: Николай Фешин.

Ия в крестьянской рубахе. (1933). Автор: Николай Фешин.

Ия Фешина. (Кон.1930-х). Автор: Николай Фешин.

Ия Фешина. (Кон.1930-х). Автор: Николай Фешин.

Революция 1917 года внесла коррективы в жизнь и творчество художника, которому начали заказывать портреты политических вождей. При этом они ему не очень удавались и мастер начал испытывать душевный и творческий кризис. «Я чувствовал, как день ото дня я бесполезно терял мою творческую энергию, поскольку искусство использовалось только в целях пропаганды»,- писал в те годы Николай Иванович. Мысль об эмиграции не покидает Фешина и в 1923 году, использовав все свои связи, вместе с семьей он выехал в США, где в 1931 году получил гражданство.

И первой натурщицей, позировавшей Фешину для портрета, стала чернокожая женщина. Впоследствии афроамериканцы и индейцы, которых художник никогда раньше не видывал, необычайно вдохновляли его.

Автопортрет. (1940-е). Автор: Николай Фешин.

Автопортрет. (1940-е). Автор: Николай Фешин.

О дальнейшей жизни в эмиграции и творческой судьбе гениального мастера портрета и уникальной техники письма — Николая Фешина, надолго забытого на его исторической родине, можно будет прочесть во второй части.

Комментарии запрещены.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: