Даже сегодня, десятилетия спустя, у внешне полноценных граждан, выходцев из СССР, в определенных ситуациях «вылезает» тяжелая психологическая травма, вызванная тяжестью серьезных перемен, личных утрат и потрясений конца 90-х. У многих, кто жил в России в это время, переживание страха, безнадежности буквально «прописались» в голове и периодически напоминают о себе.
Зачастую, какие-либо страшные, эмоционально нагруженные события оставляют в нашей голове своеобразный «туман», детали воспоминаний «комкаются», слипаются, и разложить все «по полочкам» становится очень непросто. Это обычно проявляется извращенным вкусом, суппрессией мыслительного процесса, истеричностью, смещением моральных ценностей и др.
Сильные эмоции подобно чему-то липкому — способны склеивать наше мышление в единую массу, в которой трудно разобраться, что есть причина и следствие, характерная черта или случайность. Ясно лишь одно — все это связанно со страхом и сформировавшимися в подсознании ущербными патернами.
Этот пост об одном из таких «мыслительных комков», связанных со значимым периодом в жизни граждан нашей страны, а так же о его психологических закономерностях.
«Комплексное» и «понятийное» мышление
«Источник власти — умение видеть причины и следствие» (Меровинген из фильма «Матрица»).
Что бы понять, что творится с нашим мышлением надо кратко пояснить, что такое мышление и чем “понятийное мышление” отличается от “комплексного”. Это может казаться скучным, но это необходимо понять.
Мышление — это процесс познания нами того, что происходит вокруг нас и в нас самих. Мы видим мир и делаем какие-то выводы, пытаемся понять, как что-либо с чем-то связано, где причина и где следствие.
Эффективность мышления состоит в том, насколько правильно мы определили, что с чем связанно, каковы причины тех или иных явлений, каковы их последствия и то, насколько мы можем предугадать развитие событий.
Формы мышления
У мышления есть разные формы обобщения, дающие информацию о реальности разного качества (upgrade). Выдающимся советским психологом Л. С. Выготским были описаны такие формы:
Синкрет
— самое примитивное обобщение, присутствует у маленьких детей. Обобщение происходит по субъективному, и только для ребенка важному признаку.
Но и у взрослых это так же встречается, например, такое ругательство как «п@дор». Суть в том, что этим словом люди зачастую называют самых разных людей, у каждого человека представление о том, кто такой «п@дор» весьма нечетко и очень индивидуально. В синкрете все смешано, нераздельно и…непонятно.
Комплекс
— это уже более сложная форма обобщения, но до отражения реальных положений дел еще далековато. Комплекс — отображает более-менее реальные связи между вещами. НО ПОДМЕЧУ — лишь связи. В комплексе нет понимания, что есть: а) главное и второстепенное б) что причина, а что следствие.
Понятие
— самая серьезная форма, она отражает, что в той или иной ситуации СУЩЕСТВЕННО и НЕОБХОДИМО. В понятии отображены причины и следствия, главное и второстепенное. А главное — ты можешь дать себе отчет о том, что ты включаешь в него.
Если описание комплекса
звучит так: ….ну это как бы…когда…и там еще…
То описание понятия
: это — то и то…так и так..
Как формируется такие комплексы?
Комплекс — это понимание связи каких-то фактов, но вот как они связанны — еще непонятно. Но уже ясно одно — эти вещи, когда ты с ними столкнулся, были как-то связаны, происходили одновременно. И зачастую такое «связывание» разных фактов происходит, когда мы испытываем сильные эмоции.
Примеры:
- В детстве ты полез ночью в холодильник за сгущенкой. Тебя застали родители и очень сильно отругали, ты испугался или тебе было сильно стыдно. И ты для себя уяснил, что если 1) Ночью 2) Сгущенку 3) Будешь есть, то это приведет к наказанию. После этого в мышлении появляется «связанный со сгущенкой комплекс».
- В каком-то месте, у гаражей на тебя напали собаки. После этого ты решил, что опасность связанна с гаражами, тем местом и собаками и каждый раз, когда ты проходишь рядом с этим местом, тебе становится страшно.
- В трудное время жизни, в частности в 90-е, когда травмированное сознание слабой личности пытается спрятаться от реальности, обычно наиболее примитивная музыка и другие образцы стремительно деградирующей культуры, которые, оболванивая «помогают» спрятаться от пугающей реальности, формируют устойчивые (хотя и очень больные) ассоциации. После этого, даже спустя годы жизни в более стабильных условиях, едва услышав нечто на подобии «три кусочека колбаски у тебя лежали на столе», носитель этого комплекса мгновенно переностися в пережитое ранее состояние ущербного, травмированного ребенка, при этом испытывая вновь застарелый «кайф» от иррационального бегства в параллельную, совершенно больную и, конечно же, иллюзорную реальность. Это с полной очевидностью отражается в его действиях, полных детской беспомощности, инфантилизма и примитива.
- Понятие патриотизм (ничего не имею против этого). У разных людей это слово может ассоциироваться с парадами, долгом, ленточкой, праздниками и тд и тп. Так вот, у этого понятия есть существенные стороны (служение родине, защита интересов ее граждан), а есть несущественные — те же самые ленточки. Комплекс, это когда ты не можешь понять, что в патриотизме главное, а что — второстепенное.
Что создает психологическую травму?
Психологическую травму создает то, что мы когда-то где-то чего-то испугались и связали ту ситуацию и все ее детали, аспекты с той или иной эмоцией — страха, стыда, вины и т.д. и т.п.
Часто человек, особенно в подростковом возрасте, не может осмыслить полностью, определить то, что действительно было опасным, а что нет по следующим причинам:
- Сильные эмоции — когда ты их испытываешь, твой мозг не сильно соображает.
- Ребенок — еще не мыслит понятиями.
Суть "комплексов" в том, что мы не можем осмыслить ситуацию здраво, не можем поставить свои эмоции под контроль, не можем отрефлексировать ситуацию (ибо страшно, стыдно и т.д.). И теперь эти эмоции "включаются" когда вы сталкиваетесь с той или иной ситуацией, в которой присутствуют элементы, ассоциированные с предыдущими ситуациями, в которых мы переживали нехорошие эмоции.
Контроль над психологическими травмами возможен тогда, когда мы переступаем через свой страх и пытаемся ее осмыслить.
«Комплекс 90-ых»
Конец двадцатого века для россии связан с мощными изменениями, «разрывом шаблона» к которым мало кто был готов. Демократизация, либерализация, свобода слова, очереди, бандитизм, убийства — в голове все смешалось в одну кучу и стало ассоциироваться друг с другом. На этом фоне в топы прорываются образцы очевидно больной, совершенно примитивной культуры, которая может быть принята, а тем более нравиться лишь в состоянии помутненного сознания.
«Упрощение» уровня культуры наблюдается повсеместно в условиях рушащихся ценностей. И подростки с тревожным, неустойчивым сознанием часто оказываются вовлеченными в такого рода фальшивый мейнстрим. Главное, в данном случае сумела ли такая личность развиться со временем и подняться над тем срамным «уровнем «культуры» или, живя во власти укрепившихся комплексов ассоциаций, так и осталась где-то внутри «на уровне ПТУ» с соответствующим ему «вкусом» и «эстетическими предпочтениями».
Попытка осмыслить период 90-х наталкивается на страх.
Психика как бы говорит: «Я итак натерпелась, не желаю об этом думать и буду избегать всего, что ассоциируется с этим временем. Буду делать все, чтобы не допустить этого». Это объясняет, почему в определенных случаях глубокой психологической травмы, люди ностальгически «тянуться» к тому, что в те времена, как будто бы, помогало им убежать от «той мрачной реальности». Как помогало? Естественным образом: максимально редуцируя все уровни мышления и культуры, хотя бы немного поднимающиеся над планкой предельно допустимого примитивизма. Это естественный инстинкт самосохранения, чем-то подобен тому, как больного с тяжелыми травмами специально вводят в состояние контролируемой комы. Однако, но когда такая «методика» затрагивает уровень культурного развития человека, всегда остается вопрос насколько эта травмированная личность сумела в последующем из той комы выйти?..
Нежелание повторения ситуации опасности - это абсолютно нормальное желание. Но с другой стороны это предоставляет прекрасный повод для манипуляций.
Необходимость осмысления
Когда психолог работает с психологической травмой, его целями являются:
- Дать человеку контроль над своей психикой.
- Дать человеку понять, что в его поведении приводит к плохим последствиям и как этого разумно избежать.
То же самое и с «Комплексом 90-ых» — он нуждается в рефлексии, спокойном и рациональном осмыслении. И что крайне важно, в процессе восстановления личности необходимо максимально ограждать себя от застарелых триггеров, псевдоностальгических настроений, образцов ушешей в прошлое примитивной культуры распада, старых песен, старых символов, то есть всего того, что, естественно, манит больное сознание, чтобы вновь запустить механизмы разрушения личности.