О том, что даже если ты отчаянно смел, удачлив и готов на все, иногда не хватает жизни, чтобы осуществить мечту
Это сейчас мы летаем самолетами и ездим по скоростным дорогам, а когда-то последним словом техники была железная дорога. В том, что в 1870-м в Денвер пришла стальная колея, неоценимую роль сыграл Дэвид Моффат.
Ещё один предпринимательский и финансовый гений. Его отличали необыкновенная смелость и обаяние, но его методы были часто за пределами закона даже для Дикого Запада…
Все-таки был он замечательным человеком! В годы, когда многие спускались с киркой в шахту, чтобы заработать состояние, он хорошо понял, как заставить чужие деньги работать на себя и на других. Его стиль натиска и хождения по лезвию закона тоже не пропали даром. Характерно, что почти во всех своих проектах он был вторым. — финансистом, инициатором и организатором. В конце жизни он утверждал, что ему всегда были чужды личные амбиции , а трудился он во имя процветания штата…. Кто теперь знает! Но остались после него и туннель его имени, и город, и каунти, и множество других объектов и дел, которые тесно связаны с его именем. Ещё говорят, что если в итоге жизни остаётся что-то по -настоящему важное и значимое, то эти свершения сами по себе содержат собственную мораль. А здесь не перечесть…
Родился Дэвид в довольно обеспеченной семье, а в возрасте 12 лет он сбежал из дома в Нью Йорк, работал курьером в банке. Причём так хорошо трудился, что 16-ти лет его сделали помощником кассира. В те годы это была престижная должность,и благодаря близости к руководству, Дэвид сумел хорошо изучить банковское дело. И не только изучить, но и освоить полузаконные спекуляции с недвижимостью и выдачей заемов, причём настолько хорошо, что этот стиль заработка любой ценой остался его характерной чертой на всю жизнь. Ему было всего 18, когда он владел недвижимостью стоимостью более миллиона долларов. Это было уже в Омахе, где он вместе с партнером учредили банк Небраски. Он был настолько молод, что даже не мог вести дела под своим именем. Время оказалось неудачным, до далёкой Омахи докатились волны первого мирового экономического кризиса 1857г., и банк лопнул. Ему удалось продать активы, но большинство кредиторов получили не деньги, а долговые расписки банка, выплаты продолжались ещё долгие годы. Обошлось без суда.
Главная мечта Моффата осуществилась только после его смерти — он мечтал соединить Денвер с Солт Лейк Сити напрямую, прорыв туннель через горы. Тем самым путь сокращался почти вдвое, так как тогда поезда шли вначале в Пуэбло, а только потом уже в Юту. Преодолев множественные законодательные препоны в штате и на федеральном уровне и заручившись поддержкой Пуэбло в обмен на помощь в борьбе с последствиями наводнения, в 1922 было начато строительство. Деньги поступали за счёт продажи финансовых ценных бумаг. Первый поезд прошёл по туннелю Моффата через 6 лет. А выплаты по бондам продолжались до 1998 года…
В возрасте 21 года Дэвид приезжает в Денвер, здесь он работает в книжном магазине на Лаример. Надо сказать, что потребность в книгах и газетах была в то время в Денвере не ниже, чем в алкоголе! Он берётся за все, что приносит деньги и позволяет наладить деловые связи — становится представителем первой в штате страховой компании, устанавливает телетайп, открывает пункт вестерн юнион, даже главой милиции штата, становится близким лицом и финансовым помощником Джона Эванса, губернатора территории, участвует в преобразовании семинарии в Университет Денвера, организует компанию по водоснабжению города, участвует в учреждении Первого Национального Банка Денвера. Правда, пишут, что этот банк обслуживал исключительно его интересы и бизнесы, а в правлении были только его доверенные лица. Вновь говорят, что большая часть банковских операций по современным стандартам была бы вне закона… Использовалась инсайдерская информация, распространялись ложные слухи — так была куплена за бесценок земля около Netherlands, которая потом принесла барыши. К этому времени у него были земли и шахты в Central City, Boulder county, Cripple Creek, Aspen, Leadville. Для успешного хозяйствования была нужна развитая транспортная система, а её не было.
Благодаря строительству туннеля намеревались чуть ли не вдвое сократить расстояние от Денвера до Солт Лейк Сити. Тогда было 2 пути — на юг, в Пуэбло, а потом опять в обход гор долгий путь по холмам. Или из Денвера на Шайенн, а затем уже по главной дороге.
Поезд на Роллинс Пасс. Тогда в районе Крейга проживали всего около 10 тысяч человек, да и сейчас в каунти Моффат с центром в Крейге живут около 13 тысяч.
Моффат проявляет интерес к железнодорожному строительству. Union Pacific решает тянуть ветку к западному побережью, минуя Денвер, отдав предпочтение Шайенну. «Денвер настолько мертв, что его и хоронить не надо»… Под лидерством Губернатора Территории Джона Эванса и его финансиста Treasurer Дэвида Моффата формируется фонд и в короткий срок ветка соединяет Денвер и Шайенн.
Один из входов в туннель находится около Winter Park. Кстати, сам ресорт построен частично на комиссионные сборы от продажи бондов на сооружение туннеля
Протяженность туннеля — 10 км, он проложен на высоте более 3,5 км
Ещё один поезд въезжает в туннель. Он и сейчас в рабочем состоянии, по нему идут грузовые перевозки Union Pacific, идёт линия водоснабжения. Ходит пассажирский поезд Амтрак в Калифорнию. Я бы прокатилась.
Туннель срезал все эти объезды, спуски и подъемы
Моффат стремится протянуть железную дорогу прежде всего туда, где у него имеется интерес . До Morrison и Fairplay, через горы San Juan, Craig. В приобретении земли в Las Animas были использованы фальшивые документы и подставные лица. В этом был замешан тогдашний мэр Денвера Чарльз Кук. Оправданы они были со второго раза. Громкое дело Las Animas Land Grub. Моффат избежал тюрьмы, но отныне ему пришлось забыть о политике…
Супруга Давида Моффата — Фанни, подруга его детских лет
Мечтой оставалось пробиться через горы на запад,через горы. Серебро больше не обеспечивало дохода, а там, в районе Крейга были леса, пастбища. Вот только проживало там всего около 10 тыс человек., Поэтому хотя на словах его многие поддерживали, но денег никто особо не давал.
Дочь Марсия — в её честь Моффат назвал своей личный роскошный пульмановский вагон. Он был рассчитан на 12 человек, изготовлен из каких-то особенных материалов. Сейчас на него можно посмотреть в Крейге, одна из местных достопримечательностей. Марсия рано овдовела, покинула Денвер и, как пишут, много лет жила, курсируя между Парижем и Нью Йорком
Моффат использовал собственные средства, брал деньги в долг на свое имя, рассчитывая на будущие прибыли.
В 1904 г поезд пересек Континентальный перевал через Rollins Pass. Через 4 года поезд достиг Steamboat Springs. К этому моменту его личные 14 миллионов были потрачены, дорога получилась дорогущая, примерно 75,000 за одну милю. Еще через 3 года, в 1911 г Моффат умер в Нью Йорке, пытаясь получить отсрочку по выплате обязательств…
Ему было 72.
Похоронен на Fairmount
После смерти Моффат ещё раз напомнил о себе в 1972 г, когда в ходе кампании по сносу старых домов под офисные здания и дороги, разрушили его роскошный дом. Город был возмущён, на фото протесты у Капитолия. К тому времени уже было создано Историческое общество. Его первой покупкой был дом Молли Браун, и уже планировалась покупка усадьбы Моффата. Хотя спасти этот роскошный дом не удалось, но после этого разрушение денверской старины прекратилось.
Дом Моффата был расположен на Логан и 8-й, около теперешней резиденции Губернатора. Только за огромный стеклянный витраж в стиле Тиффани Моффат заплатил 25 тысяч, это примерно столько же сколько стоил дом Молли Браун. После разрушения дома этот витраж исчез — но один их дотошных репортеров разглядел его в окнах этого офисного здания. Правда, когда пришли посмотреть, ничего не обнаружили.
Дом Моффата — строительство было завершено в 1909, в 1911 он умер. Вдова жила какое-то время на втором этаже в полном запустении, но вскоре продала его.
Ударил с маху гирею по крыше, а после клялся, будто бы услышал, как кто-то застонал…..
Рита Шаленко